Лунинетчина – древний полесский край – раскинулся на юге Беларуси, там, где среди вековых лесов и необозримых болот несут свои воды к широкой Припяти Бобрик, Цна, Смердь, Лань, Случь и Волхва. Вьется серая лента шоссе, прорезая болотистые низины, устланные полотнами туманов, росные луга в белых хлопьях пушицы и желтых брызгах лютиков, могучие хвойные боры и веселые березняки. С запада на восток и с севера на юг протянулись стальные рельсы. Проносятся поезда, мелькают мосты, отбегают в сторону старые вербы, придорожные кресты, станционные домики и сельские хаты. На Припяти гудят буксиры, толкая перед собой огромные баржи, плещут весла рыбацких лодок, стремительно проносятся моторки...
Лунинец известен с 1449 г. как шляхетское владение Малый Лулин. В 1471 г. – это село имения Ишкольдь Новогрудского повета – обственность каштеляна трокского Николая Яновича Немиры (Немировича). С 1620-х до 1842 г. Лунинец был монастырским селом Ново-Печерского Дятеловичского Преображенского мужского монастыря. В начале 80-х гг. XIX в. Лунинец, где было всего 60 жилых домов, – это деревня при дороге из Лунина в Кожан-Городок.
Привычный ход жизни и дальнейшую судьбу Лунинца круто изменило начавшееся в 1883 г. строительство Полесских железных дорог, которое превратило его из села в местечко, а затем в город – крупную узловую железнодорожную станцию. От той поры сохранились деревянное здание станции Лунинец, водокачки, бывшая железнодорожная гимназия.
На памятном знаке, посвященном 550-летию Лунинца, помещено изображение городского герба: на голубом щите – серебряная великокняжеская корона, напоминающая об историческом прошлом края, входившего в состав Великого княжества Литовского, стилизованная лилия – символ уникальной местной флоры, а в центре – скрещенные под прямым углом серебряные стрелы, символизирующие собой узел железных дорог.
В знак признания той роли, которую Полесские железные дороги сыграли в судьбе Лунинца, на привокзальной площади установлен памятный знак – уменьшенная модель паровоза ХIХ в.
Город железнодорожников Лунинец – это город с богатой революционной биографией. В Лунинце сохранился дом, где жил М. Фрунзе – будущий председатель Реввоенсовета, нарком по военным и морским делам СССР.
Лунинецкий вокзал всегда многолюден... Ежечасно приходят поезда, и бурлящий людской поток выплескивается наружу на привокзальную площадь, на которую смотрят нарядные, с фигурными аттиками домики в архитектурных традициях межвоенного времени. Улица Вокзальная была реконструирована в 2005 г. во время подготовки к областному празднику «Дожинки». Недалеко отсюда в старинном двухэтажном особняке размещается Лунинецкий краеведческий музей.
Его экспозиция охватывает историю края от глубокой древности до наших дней. За три десятилетия (музей открыт в 1986 г.) здесь собрано около 9 тысяч экспонатов, связанных с Лунинетчиной: посуда, предметы быта, народные костюмы, фотографии, документы, картины...
На здании музея установлена мемориальная доска в честь пребывания в Лунинце знаменитых поэтов Якуба Коласа и Александра Блока. Сохранился в Лунинце и деревянный двухэтажный дом на улице Советской (в прошлом Садовой), где у своего друга по Несвижской учительской семинарии Викентия Филипповича после освобождения из минского острога нашел приют опальный Константин Мицкевич (Якуб Колас) (1882 – 1956). На ул. Красной установлен бюст классика, жизнь и творчество которого тесно связаны с Полесьем.
В 2005 г. в Лунинце установлен памятник знаменитому авиаконструктору, дважды Герою Социалистического Труда Павлу Сухому (1895 – 1975). Будущий генеральный конструктор, создатель сверхзвуковых истребителей «Су» в 1918 – 1920 гг. работал в Лунинецкой железнодорожной школе учителем математики.
Свято Кресто-Воздвиженская церковь построена в 1914 – 1921 гг. из красного кирпича в традициях ретроспективно-русского стиля. Над основным объемом, к которому пристроены полукруглая апсида, ризницы и шатровая звонница, возвышается живописное пятикуполье. На стенах – богатый кирпичный декор – аркатурный фриз, плоские фигурные и конховые ниши. Грани звонницы оформлены килеподобными кокошниками, а главный вход подобен арочному порталу терема с кокошником.
Костел Святого Иосифа на ул. Железнодорожной построен в 1931 – 1935 гг. В эпоху атеизма нуемый Видиуш-горой, легенды связывают с именем высланного из Рима поэта Овидия (Овидиуша).А Гарбарова гора скрывает городище VIVII вв., предшествовавшее современному поселению.